АСОЦІАЦІЯ ЯХТСМЕНІВ - ВЕТЕРАНІВ МІСТА КИЄВА

"КИЇВСЬКІ ВІТРИЛА"

Страница Леонтия Дюденко
Вітаю Вас, Гість · RSS Субота, 20.04.2024, 11:16










Личная история в парусном спорте, достижения, публикации, фотографии
 
  

Увлечение морской романтикой началось зимой 1949 г., когда я шестиклассник 49 киевской школы, поступил в кружок морского дела в Киевском дворце пионеров и школьников. Руководил этим кружком интереснейший человек: Евгений Литовкин. Литовкин окончил службу в должности капитан лейтенанта, прекрасно знал морское дело, к тому же он был высококлассным спортсменом-волейболистом. Этот человек сыграл огромную роль не только в моей судьбе. Благодаря, именно Литовкину, в Украине появился такой вид спорта как морское многоборье. Когда весной, первый раз, мы пришли на водную станцию ДОСФЛОТа (в дальнейшем общество было реорганизовано в ДОСААФ), нас встретил боцман Семенов Федор Корнилович. Здесь прошла моя начальная морская подготовка. Нас научили обжигать шлюпку паяльной лампой, обдирать скребком, олифить, шпаклевать и красить. Запах олифы и краски остается на всю жизнь. Трудно забыть первый выход на шлюпке и первые команды: «весла на воду», «табань», «суши весла», «весла на валек». С этого времени я спал и бредил морем, мечтал поступить в морское училище. В своей школе я организовал шлюпочную команду, которая стала выигрывать городские и областные соревнования по гребле на морских ялах. Первое знакомство с парусом состоялось 13 мая 1949 г. Этот момент я запомнил на всю жизнь. Шестивесельным ялом под парусом командовал Пиярский Виктор Иванович. Мы вышли в Днепр от Спасской пристани и через 20 минут шлюпка резко накренилась, начала черпать бортом воду и перевернулась вверх килем. Вынырнув из воды (температура воды и воздуха была довольно низкая) я пытался вцепиться руками за киль. То же пытались сделать и другие члены нашей команды. Это было не просто, днище было скользкое. К счастью все обошлось, нас подобрал катер, отогрели в моторном отсеке на самом большом катере «Барбаре», напоили горячим чаем. Я чувствовал себя героем, рассказывал об этом приключении во дворе и в школе. У меня засела мысль – овладеть управлением парусом на шлюпке во чтобы то ни стало. Вскоре такая возможность представилась. Дворец пионеров организовывал поход на шлюпках народной гребли в Остер по Десне. Нашей команде разрешили идти на четырех весельном яле и мы уговорили Федора Корниловича дать нам парус. Я был капитаном на шлюпке, но никакого понятия об управлении парусом не имел. Командир похода был совсем не похож на морского человека, больше походил на художника или музыканта. Одним словом интеллигент с длинным волосом и узлом сзади. Мы поначалу отнеслись к нему скептически. Но именно он (к сожалению, не помню его имени) дал мне первые азы управления парусом. Именно от него я узнал, что такое левый и правый галс, курсы относительно ветра, повороты «оверштаг» и через «фордевинд. Еще 2 раза я ходил на шлюпке в походы – в Чернобыль и Канев. Запомнился поход в Чернобыль. Командиром похода был герой Советского союза, участник похода на легендарной подводной лодке – Величко. Вместе со мной в поход ходили будущие яхтсмены – Анатолий Лукьянов и Георгий Проскурин. Мы по - прежнему выигрывали гребные гонки на ялах и стали участвовать в парусных гонках. Я освоил флажный семафор, тренировался по пулевой стрельбе во дворце пионеров, зимой ходил на плавание в бассейн возле центрального стадиона. Я не думал, что это пригодится впоследствии в морском многоборье. Это все было интересно и романтично. На яхты (швертботы) я смотрел, как на какие-то хрупкие суденышки, а экипажи считал акробатами, потому что по сравнению с ялом они делали повороты в несколько раз быстрее. Появилось страстное желание управлять парусным судном также виртуозно. В 1953 году я пришел в ДСО «Водник» к тренеру Михаилу Омельяновичу Мышинскому и с тех пор «заболел» парусным спортом. Первым судном, на которое ступила моя нога, был швертбот класса «М» с гафельным вооружением и обшивкой внакрой под названием «Зыбь». А первые азы яхтсмена начал проходить под руководством Люды Науменко и Гарика Стунгура. Первая гонка в которой я принял участие на «эмке» в качестве матроса называлась Всесоюзные заочные соревнования ДСО «Водник» по парусному спорту. В этой гонке мы заняли второе место. До сих пор не могу понять, как соревнования по парусному спорту можно проводить заочно?! Но у меня есть диплом, который это подтверждает. Я с завистью смотрел на суда одиночки, олимпийского класса и вскоре Михаил Омельянович, заметив это, дал мне возможность походить на «Олимпике». В дальнейшем я не испытывал таких положительных эмоциональных ощущений, как тогда на «Олимпике», хотя участвовал в гонках во всех олимпийских классах судов. В Воднике было 2 «Олимпика». Мне достался под названием «Зефир» № 112. На нем гонялась также Женя Алдохина. Второй «Олимпик» был у Сергея Ктиторова, а вторым рулевым числился Сергей Шупрович. В 50 годы для того, чтобы дать возможность всем экипажам участвовать в гонках, соревнования проводились в два этапа – для основных и дублирующих экипажей. Спортсмены Водника уже заявили о себе на республиканских и Всесоюзных соревнованиях. Александр Селиванов занял 3 место в чемпионате СССР и был кандидатом на участие в Олимпийских играх 1952 года. Сергей Ктиторов был одним из сильнейших в городе и на Украине. Он был великолепным мастером. Сергей доводил корпус корпус судна до зеркального блеска.
Использованы фотографии из личного архива, архивов Сергея Машовца и Георгия Юркевича
 
Возможно новому поколению яхтсменов будет интересно посмотреть на документы пятидесятилетней давности, то что удалось сохранить.
 
 
 
 
 

 

  

 

 
Copyright MyCorp © 2024
Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0